Dexter St. Jacques! (russlan_v) wrote,
Dexter St. Jacques!
russlan_v

Category:

Лирическая история про японское диско 80х, также известное, как City Pop

Отлично помню момент, когда я понял разницу между советским и капиталистическим миром. Я был маленький школьник, шёл по летней деревенской улице, и на меня из-за поворота вдруг выехал японский лесовоз Komatsu. Огромная жёлтая машина грандиозной мощи и красоты. Стояла брежневская оттепель, и в леспромхоз - в наше деревнеобразующее предприятие -поступила партия японских лесовозов. Навстречу лесовозу Komatsu по дороге ехал полуразрушенный зелёный ЗИЛ родом из 50-х. Когда две машины поравнялись, моё миропонимание дало трещину. Японским жёлтым «Комацу» на меня надвигалось будущее.



Когда позже мы, владивостокские меломаны, слушали японское радио на коротких волнах – уже в восьмидесятых - нам казалось, что мы подключались к этому порталу в будущее. Короткие волны были окном в мир сказки.

В те годы Япония этой сказкой, в общем-то, и была. Весь мир смотрел на неё, раскрыв рот: экономический рост - 4% на протяжении многих лет подряд, ВВП – второй в мире; куда не глянь, везде какие-то невиданные технические чудеса: бытовая электроника, одежда из странных тканей, машины и мотоциклы, на которых все были тихо помешаны - а сверху на всё это великолепие лился разноцветный дождь из пахучих ручек, ярких фломастеров, пузырящейся вкусной жвачки и магнитофонных кассет.




Весь мир смотрел на Японию, как на страну, резко рванувшую вперёд. Это был образец победившего футуризма.

В те неоновые годы, в конце 70-х – начале 80х, на японской почве вырос и распустился странный цветок - музыкальный стиль под названием city pop. Его появление, расцвет и исчезновение хронологически совпадают с появлением и уходом итало-диско. Но музыка city pop на итало-диско была не похожа. И описать её довольно сложно.



Хотя можно. Ну… представьте себе диско-фанк. Соедините с самым лёгким калифорнийским роком 70-х. Добавьте немного традиционной японской эстрады. И немного популярного джаза. Потом сыграйте эту гибридную музыку на новейших и суперпродвинутых японских синтезаторах того времени - да со слэповым басом, да на мажорных ладах, да с женским вокалом - назовите песню «Бикини», «Бесконечные каникулы», «Любовное путешествие», «Летний бриз» или «Полёт на закат»… и примерно получится японский city pop.



По аналогии с итало-диско его иногда называют японским диско, но сити-поп это больше, чем диско. Он даже ближе к J-Funk, но не будем углубляться. Это лёгкая, танцевальная, мелодичная городская поп-музыка с сильным азиатским акцентом. Подчёркнуто оптимистичная, и при этом внутренне - какая-то очень спокойная, даже потусторонне холодная, как отражение неоновой рекламы на асфальте в дождь. Немного странная, в общем.

В те годы тысячи молодых японцев стекались с большие города - для всех для них была работа, она хорошо оплачивалась, экономика процветала. Сити-поп был музыкой этих оптимистичных японских яппи.

На Западе эта волна прошла почти незамеченной, но в этом нет ничего удивительного. Музыкальные мировые рынки и сегодня-то открыты не полностью, а в восьмидесятые были закупорены довольно герметично, и это было нормой. Может быть, в этом ответ на вопрос, почему западные звёзды в то время постоянно ездили в Японию – Дэвид Боуи, Дэвид Сильвиан, Брайен Ферри, Айва Дэвис, и другие: там было интересно, там играли сити-поп.



К слову, есть версия, что вся эта история была придумана и запущена японскими музыкальными корпорациями специально для того, чтобы подстегнуть продажи нового товара - автомобильных кассетных стереосистем. Сами кассеты и магнитофоны для них появились ещё в 60-х – первый кассетник вышел даже у нас в СССР в далёком 1969 году – но для машин это была новая история.

Например, заглавный сингл с альбома Тацуро Ямашита Ride On Time знала вся Япония, потому что им озвучивалась телевизионная реклама кассет фирмы Maxell. Все альбомы главных звёзд стиля city pop выходили параллельно на кассетах и на виниле – эта практика первой появилось в Японии именно в то время. Компания Sony, например, в честь десятилетия своего сотрудничества с Columbia Records выпустила в одном только 1980 году целых три сборника артистов в стиле City pop – сразу на двух типах носителей.



С одной стороны, повсеместное внедрение автомобильных стереосистем обеспечило новому музыкальному стилю хорошую социальную платформу. С другой стороны, сити-поп сам по себе выстрелил так, что мама не горюй – это была идеальная звуковая дорожка к покатушкам по неоновому раю новых японских городов: мягкая позитивная звуковая волна про то, что всё будет хорошо, что впереди счастье, солнце, белоснежные пляжи и бесконечная любовь. Безмятежное спокойствие. Беспроблемное будущее.

Удивительно читать о том, что наша японская музыка с коротковолновых приёмников снова в моде. Люди пишут, что сегодня есть даже специальные туры по Токио для меломанов – им предлагают прокатиться по музыкальным магазинам, закупиться винилом и кассетами, при этом главная приманка это старые знакомые: Тацуро Ямашита, Хироши Сато, Таеко Онуки, Анри, и другие звёзды стиля сити-поп из восьмидесятых. В любом японском магазине их альбомы на самом видном месте, в онлайн-магазинах они раскуплены. Компании переиздают старые альбомы на качественном виниле, выпускают книги и фотоальбомы, фильмы снимают. Спрос огромный.



Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Закончилась японская экономическая сказка, и вместе с ней исчез и сити-поп. Но почти все музыканты живы и здоровы.



К чему это я всё. Шёл вчера мимо Приморской филармонии, и увидел афишу японской певицы Токико Като в концертной программе «Из Японии с любовью» - это исполнительница песни «Миллион алых роз» на японском. Чистая ностальгия. А ведь есть в Японии Мария Такеучи, например - исполнительница песни «Plastic Love». Тут тебе и ностальгия, и мода сразу. Завезли бы тоже, в честь года Японии в России. Для местных меломанов, которые слушали японские коротковолновые станции! Таких было много, всё Приморье. Не "Миллион алых роз", конечно... Но свой слушатель здесь есть. Я бы сходил.

Subscribe

  • Grannie Helping with The Fog

    Чукотка, Анадырь, 2008 год, начало лета. Раннее утро. В городе стоит непробиваемый фарами серый туман. В студии «Радио Пурга» идёт эфир. Звонок…

  • On This Day Quarter Century Back

    Ровно четверть столетия назад, 21 июня 1995 года, во Владивостоке вышла в эфир радиостанция "Новая Волна". Техник Константин Брюховецкий…

  • The Year Of Korea

    Привет, друзья. о. Чеджу, Южная Корея, 21 марта 2019 Так интересно тут всё стало, новый редактор постов — совсем, как в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments